Механики Черепановы: почему паровоз называли сухопутным пароходом?

1 августа 1834 года, 175 лет назад, в имении уральских промышленников Демидовых собралось достаточно много народа. Всем не терпелось посмотреть, как пройдет испытание первого «сухопутного парохода». Несколько предыдущих проб закончились неудачей: в начале того же 1834 года механики Черепановы, отец и сын, едва не погибли, когда у «парохода» взорвался паровой котел. На этот раз вроде бы все недостатки были устранены, так что все должно было пройти без сучка и задоринки.

Специально для паровоза была выстроена чугунная дорога. Ее протяженность составляла 854 метра. Паровичок должен был везти состав весом чуть более трех тонн со скоростью порядка 15 километров в час. По тем временам это было просто очень здорово, потому что для того, чтобы перенести эти искомые 3,3 тонны груза, понадобилось бы никак не менее 50−60 рабочих. И шли бы нагруженные едва ли не полчаса. А так появлялась возможность управиться в течение четырех минут… Плод всей жизни?

Для отца, Ефима Алексеевича Черепанова, строительство паровоза было одним из самых значительных событий в его жизни. Это был юбилейный для него, 60-й год, к тому же «хозяин» Демидов наконец поддался на уговоры «общественности» и предоставил талантливому механику «вольную», освободив от крепостного права. Оглядываясь назад на прожитые годы, Ефим с грустью думал о том, что время пролетело быстро, в тяжком и зачастую неблагодарном труде. Даже передовые по российским масштабам предприятия Демидовых оказались не в состоянии конкурировать с европейцами. У нас использовался чаще всего дармовой человеческий труд, в то время как в той же Англии на самых тяжелых участках были задействованы машины.

Могли ли русские механики «переплюнуть» европейцев? Ведь по своему таланту, творческим и техническим возможностям наши самоучки вряд ли уступали своим коллегам. Но тяжкое бремя крепостного права, страшная серость и забитость играли свою неблагодарную роль. В сущности, Черепановы могли построить паровоз еще раньше, но все время возникали какие-то препоны. И если бы не «скупость» хозяина, отказавшегося покупать паровые машины в Санкт-Петербурге, где за них драли три шкуры, вряд ли им, Черепановым, дали бы работать над этим проектом. Догоним и перегоним Англию?

Иные думы одолевали Мирона. Он находился в самом расцвете творческой мысли, гордился тем, что за недолгие десять лет они с отцом построили как минимум десять паровых машин, облегчающих подневольный труд на рудниках. Мирон, как и отец, побывал в Англии, где мечтал хотя бы одним глазком заглянуть в чертежи прославленного Стефенсона, но англичане — не дураки, свои секреты хранили зорко. Смотреть — смотри, а вот как все устроено внутри — догадайся сам…

Именно Мирон после возвращения из Англии стал донимать отца: «А давай сами, тятя, эту штуковину построим, я кажется, догадался как!» Ефим Алексеевич отбивался от сына, ведь в последние десять лет он катастрофически терял зрение, так что времени на то, чтобы разобраться в чертежах, уходило все больше. Но он не мог отговорить сына, который, между прочим, в то время еще в крепостных ходил. А ну как построим этот сухопутный корабль, а хозяин и выпишет вольную для Мирона? Паровоз начали строить в октябре 1833 года. Спустя пять месяцев он был готов. Но на «доводку» ушло еще определенное время. Как я уже говорил, однажды взорвался котел. Но к 1 августа испытания были объявлены.

Надо сказать, что отец и сын Черепановы сделали выводы из первой неудачи. Их паровоз проехал от начала до конца чугунки ни разу не остановившись. Демидов был доволен. И хотя вольную не выписал, но приказал сделать еще один паровоз, мощнее первого раза в полтора. Этот заказ был выполнен — вскоре паровичок мощностью в 30 лошадиных сил заменил его старший брат, вмещавший 43 «лошадки». И только после этого, в 1836 году, Мирон дождался освобождения. На всякий случай…

Конечно, он не особо задумывался над тем, почему это произошло. А разгадка была вот в чем. Один из столичных чиновников под большим секретом сообщил Демидову, что к нему в следующем году собирается наследник российского престола — Александр Николаевич. И он всегда очень любит задавать «неудобные» вопросы. Может, неровен час, спросить: «А почему ты таких мастеров до сих пор в кабале держишь?». Поэтому хозяину пришлось от греха подальше выписать «вольную».

Наследник престола, действительно, прибыл на Урал, на заводы Демидовых, весной 1837 года. Где и увидел «сухопутный пароход». Так его назвали за мощность и паровые двигатели. Поинтересовался Александр и тем, кто автор машины? Ему сообщили: Черепановы. В том же, 1837 году начали строить железную дорогу в Царское село. Она была пущена в октябре.

Два слова о дальнейшей судьбе Черепановых. Их творческим задумкам так и не суждено было сбыться. В 1842 году, возвратясь из очередной командировки, неожиданно скончался Ефим Александрович. Мирон Ефимович продолжил дело отца, но его ему так не хватало. Он пережил «тятю» только на семь лет и скончался 5 октября 1849 года, на 47 году жизни…

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:36 25.03.2017 Factinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Почему в суде необходима поддержка арбитражного адвоката.

Почему в суде необходима поддержка арбитражно...


Все мы живем в демократическом правовом государстве, в котором закон имеет наивысшую силу. Именно он устанавливает и контролирует взаимоотношения в обществе, решает возникающие противоречия. Арбитражн...


Тадж-Махал: Кто построил памятник Скорби и Любви?

Тадж-Махал: Кто построил памятник Скорби и Лю...


«Ты облачил бесформенную смерть в прекрасные одежды бессмертия». (Рабиндранат Тагор) «Тадж-Махал — это явь и сон одновременно. Величие и невесомость. Возвышенный гимн люб...


Чем нам грозит сладкая жизнь? Горькая правда о сахаре.

Чем нам грозит сладкая жизнь? Горькая правда ...


Знаете ли вы, что ежедневно съедаете тридцать ложек сахара? Сахар содержится практически во всех продуктах, которые мы покупаем в магазине — во фруктовом йогурте, в кетчупе и томатной...


Основы поисковой оптимизации

Основы поисковой оптимизации


Когда вы сделали свой сайт у вас появляется естественная потребность в его раскрутке т. е. привлечении людей на свой ресурс. Существует огромное количество способов сделать это, но один из самых недор...


Как поднять себе настроение и быть здоровой и красивой

Как поднять себе настроение и быть здоровой и...


Зимой нам приходится краснеть особенно часто. Нет ничего удивительного: атаки сухого холодного воздуха, мороза и ветра провоцируют покраснение, раздражение или шелушение. Это одна из серьёзных причин ...


Демон-любовник

Демон-любовник


НЭНСИ КОЛЛИНЗ     Сина не находила себе места. Не могла сидеть перед телевизором и прикидываться, что между ними царят мир и покой. Наконец, решила поехать послушать живую муз...


Читаемые

Ломография: ударим по депрессии?

У вас бывает такое, что дни вдруг начинают тянуться, как жвачка, прилипшая к ботинку? Что не хочется побродить по закоулкам Интернета, и общение с друзьями в «аське» не приносит радос...

Из каких «бусинок» складывается наша жизнь? Бусинк

Накануне Рождества Вася с Любой и двумя корешами по работе Иваном и Серёгой решили отметить праздник по-человечески, культурно! Интеллигентно, можно сказать… Опытная станция аграрного университ...

Действенные способы привлечения потенциальных клие

Для того чтобы ваш бизнес был успешным необходимо вокруг него собрать целевую лояльно настроенную аудиторию, привлечь ее к своим товарам и услугам. Как это сделать, вернее, чем заинтересовать потенц...

Что необходимо понимать о Сиалисе. Советы по приме

Что необходимо знать о дженерике Сиалис Преследуя цель создать фирменный Сиалис, изготовители применяют важные для мужеского полового здоровья вещества, такие как аминокислоты, различные травяные прис...

Охрана дома

Почти у всех граждан есть дачи или загородные дома в деревнях, и почти все рано или поздно сталкивались с кражами, осуществленными в их отсутствие. Мы поделимся своим опытом, как предотвратить такое п...

Вкусные рецепты: форшмак, " Весёлый Вилли&quo

форшмак1.Пока отвариваем яйца в крутую,чистим сельдь,убираем косточки и режем на мелкие кубики.2.Очищаем от кожуры яблоко и трем на крупной терке.3.Лук режем мелко.4.Отваренные яйца трем на терке. 5.В...

«Горячие» вопросы на тему отопления

Зимой нет в России более животрепещущей темы, чем отопление. От этой коммунальной составляющей зависит каждый житель страны. Какие вопросы в данной сфере сегодня наиболее актуальны?     Подскажите, че...

Что мы знаем о мумиё? (Часть 2)

Пришло время продолжить разговор о величайшем многофункциональном лечебном продукте, подареным нам природой, у которого имя — горный бальзам (мумиё). Изучая его достаточно долгое время, не...

Современные аспекты профилактики послеоперационног

Мясников А.Д., Липатов В.А., Бежин А.И.По поводу спаечной болезни ежегодно в хирургических отделениях лечится 1% прооперированных ранее больных, кишечная непроходимость развивается у 50-75% пациентов ...

Для чего нужен компьютер?

Что собой представляет современный мир? Современный мир это эпоха компьютерных технологий, сильно развивающаяся и сильно прогрессирующая. На сегодняшний день компьютеры тесно вошли в нашу жизнь и помо...

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало просто.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.