Операция «Рельсовая война»: сколько гитлеровских эшелонов не доехало до Курска?

В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». «Ночь длинных ножей», которую гитлеровцы провели 30 июня 1934 года, по сравнению с ночью на 3 августа 1943 года показалась им самым настоящим светопреставлением. Только за первые часы операции было взорвано как минимум 42 тысячи рельсов. История еще не знала подобных масштабов — диверсии были проведены по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

О необходимости подобной операции в Ставке Верховного главнокомандования задумались еще в начале лета 1943 года, когда вовсю шла подготовка к Курской битве. Именно тогда проводилась так называемая концентрация сил и средств, и было очень важно лишить гитлеровцев беспрепятственного подвоза живой силы, техники и боеприпасов. Но с другой стороны — широкомасштабная война на железной дороге не могла быть проведена без тщательной подготовки и обеспечения партизанских отрядов всем необходимым для подрыва рельсов и уничтожения эшелонов. Запасы взывчатки собрали огромные…

В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.

Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.

Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно. Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов. Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.

Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения. Фашисты вздрогнули от фейерверка

…В ночь на 3 августа 1943 года почти одновременно бабахнули взрывы на многих участках. Гитлеровцы, как ни готовились к отражению партизанских диверсий, оказались ошеломлены. Им показалось, что «советы» сбросили с самолетов несколько десантных дивизий, ибо в голове не укладывалось, как могли по сути гражданские люди (немцы были прекрасно осведомлены, что в партизанских отрядах кадровых военных было не так много) устроить такой фейерверк одновременно на такой огромной территории. В некоторых местах захватчики были так ошарашены, что приступили к ремонту железнодорожного полотна на третьи сутки!

Во многих отрядах были построены небольшие макеты рельсов, на которых партизаны учились подрывному делу. Этой работой руководили опытные подрывники. Затем практическое ночное занятие прошло на недействующей железной дороге Идрица-Полоцк, пролегавшей через партизанскую зону. Одновременно с этим была проведена разведка путей подхода к действующим магистралям и система охраны полотна.

Центральный штаб партизанского движения доложил в Ставку: на 13 августа 1943 года партизанские отряды уже взорвали: в Белорусской ССР — 75227; в Смоленской области — 8277; в Орловской области — 7935; в Калининской области — 7224; в Украинской ССР — 7000; в Ленинградской области — 3271; а всего 108936 рельсов, что составляло 743,3 километра железнодорожного пути в одну колею. По плану же только за весь август предусматривалось взорвать 230000 рельсов, что составляло 1330 километров железнодорожного пути в одну колею. Забегаю вперед скажу, что этот план практически был выполнен. В сентябре гитлеровцы слушали «Концерт»

К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214705. Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу центрального штаба партизанского движения началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она преследовала те же цели. Общее количество участников операции составляло около 120 тысяч партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август-декабрь 1943 года партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Только белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского союза.

Остается добавить, что транспортный поток гитлеровцев сократился на разных участках фронта от 30 до 40 процентов. Если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц…

Вот так, без всякого преувеличения, под ногами захватчиков горела земля. Те эшелоны, которые не доехали до фронта, не позволили фашистам использовать все свои резервы. Это означало начало конца — наступательный порыв советской армии было уже не остановить…

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:35 25.03.2017 Factinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса


Развитие в России рынка покупки-продажи готового бизнеса, использование страхования в ведении бизнеса, выдача коммерческими банками кредитов, осуществление доверительного управления имуществом требуют...


Мальта – маленькая гавань, или На каком острове можно увидеть всю историю человечества?

Мальта – маленькая гавань, или На каком остро...


Всегда кажется таким странным, когда очень большой самолет приземляется на очень маленький остров (длина и ширина Мальты меньше Московской кольцевой). Но этот маленький остров, в свою очередь, с преде...


Ремонт сотовых телефонов: 5 проблем Айфона, которые исправляются за час

Ремонт сотовых телефонов: 5 проблем Айфона, к...


За последний период в Москве ремонт планшетов и смартфонов Apple требуется все чаще и чаще. Несмотря на надежность и качество сборки, эта техника подвержена механическим воздействиям, поскольку не каж...


Операция «Рельсовая война»: сколько гитлеровских эшелонов не доехало до Курска?

Операция «Рельсовая война»: сколько гитлеровс...


В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию &laq...


Анестезия без укола - новая возможность стоматологии

Анестезия без укола - новая возможность стома...


Без боли, без страха, без стресса – вот стоматология будущего! Еще несколько лет назад люди не представляли себе, что лечение в стоматологическом кабинете может происходить без болезненного укола - а...


Как сохранить память о детских годах ребёнка? Часть 2

Как сохранить память о детских годах ребёнка?...


О создании маминого дневника и об особенностях фотосъемки детей говорилось в первой части статьи. Сейчас же обратим внимание на результаты детского творчества, к которым нужно относиться с пиетет...


Популярное

Spore - путь от микророба

Spore, когда любой геймер услышит это слово не возникает вопросов типа "что это". А все потому название этой игры не перепутаешь ни с чем. Самая ожидаемая игра поклонниками Симс от Вилла Райта наконец...

Как справиться с носовым кровотечением?

Каждый человек, на мой взгляд, должен владеть приемами оказания первой медицинской помощи. В жизни возникают различные критические ситуации, и бывает очень обидно, если мы не можем помочь своим близки...

Окраска нитроэмалями

Использование нитролаков и нитроэмалей позволяет проводить отделочные работы скоростными методами, так как отвердевание плёнок нитросоставов происходит достаточно быстро, в течение 1-2 часов. Окрашива...

ASRock H55M Pro — системная плата на базе чипсета

Бюджетный чипсет Intel H55, как и следовало ждать, не стал вехой в развитии индустрии. Но он понравился производителям материнских плат для создания недорогих моделей, потому, что обеспечивает вполне ...

Как сохранить память о детских годах ребёнка? Част

О создании маминого дневника и об особенностях фотосъемки детей говорилось в первой части статьи. Сейчас же обратим внимание на результаты детского творчества, к которым нужно относиться с пиетет...

Бесплатное жилье в СССР - реальность или миф? Част

…Но что-то же кому-то давали? В СССР жилая недвижимость строилась со скоростью 0. 4 кв. м. на гражданина в год, по советской официальной статистике. Которая отнюдь не склонна была принижа...

Обвисание груди

Прокормив малыша с год, я задумалась, что станет с моей грудью после кормления. Ребенок сыт и здоров, свою миссию я выполнила, а дальше? И тогда я принялась опрашивать своих откормивших подруг. Резул...

Visual Basic 6 - стар, но мудр

Последнее время я очень часто слышал о новых версиях Visual Studio. NET, но я никогда ей не пользовался по, как может показаться, личным соображениям. Ну, во-первых, для этой недешёвой игрушки нужна ....

Аватар из ледника

1999 год можно считать одним из самых выдающихся в истории кинематографа. Посудите сами именно в этот год мир сотрясли "Зеленая миля", "Бойцовский клуб" Финчера и конечно же культовый фильм братьев Ва...

Запуск нового интернет-проекта компании “Диатон-БИ

Компания ‛Диатон-БИ‛ с 1991 года осуществляет проектирование, монтаж и пуско-наладочные работы отечественного и импортного отопительного оборудования, включая комплектацию проектов, постав...

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало просто.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.