Операция «Рельсовая война»: сколько гитлеровских эшелонов не доехало до Курска?

В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». «Ночь длинных ножей», которую гитлеровцы провели 30 июня 1934 года, по сравнению с ночью на 3 августа 1943 года показалась им самым настоящим светопреставлением. Только за первые часы операции было взорвано как минимум 42 тысячи рельсов. История еще не знала подобных масштабов — диверсии были проведены по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

О необходимости подобной операции в Ставке Верховного главнокомандования задумались еще в начале лета 1943 года, когда вовсю шла подготовка к Курской битве. Именно тогда проводилась так называемая концентрация сил и средств, и было очень важно лишить гитлеровцев беспрепятственного подвоза живой силы, техники и боеприпасов. Но с другой стороны — широкомасштабная война на железной дороге не могла быть проведена без тщательной подготовки и обеспечения партизанских отрядов всем необходимым для подрыва рельсов и уничтожения эшелонов. Запасы взывчатки собрали огромные…

В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.

Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.

Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно. Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов. Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.

Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения. Фашисты вздрогнули от фейерверка

…В ночь на 3 августа 1943 года почти одновременно бабахнули взрывы на многих участках. Гитлеровцы, как ни готовились к отражению партизанских диверсий, оказались ошеломлены. Им показалось, что «советы» сбросили с самолетов несколько десантных дивизий, ибо в голове не укладывалось, как могли по сути гражданские люди (немцы были прекрасно осведомлены, что в партизанских отрядах кадровых военных было не так много) устроить такой фейерверк одновременно на такой огромной территории. В некоторых местах захватчики были так ошарашены, что приступили к ремонту железнодорожного полотна на третьи сутки!

Во многих отрядах были построены небольшие макеты рельсов, на которых партизаны учились подрывному делу. Этой работой руководили опытные подрывники. Затем практическое ночное занятие прошло на недействующей железной дороге Идрица-Полоцк, пролегавшей через партизанскую зону. Одновременно с этим была проведена разведка путей подхода к действующим магистралям и система охраны полотна.

Центральный штаб партизанского движения доложил в Ставку: на 13 августа 1943 года партизанские отряды уже взорвали: в Белорусской ССР — 75227; в Смоленской области — 8277; в Орловской области — 7935; в Калининской области — 7224; в Украинской ССР — 7000; в Ленинградской области — 3271; а всего 108936 рельсов, что составляло 743,3 километра железнодорожного пути в одну колею. По плану же только за весь август предусматривалось взорвать 230000 рельсов, что составляло 1330 километров железнодорожного пути в одну колею. Забегаю вперед скажу, что этот план практически был выполнен. В сентябре гитлеровцы слушали «Концерт»

К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214705. Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу центрального штаба партизанского движения началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она преследовала те же цели. Общее количество участников операции составляло около 120 тысяч партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август-декабрь 1943 года партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Только белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского союза.

Остается добавить, что транспортный поток гитлеровцев сократился на разных участках фронта от 30 до 40 процентов. Если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц…

Вот так, без всякого преувеличения, под ногами захватчиков горела земля. Те эшелоны, которые не доехали до фронта, не позволили фашистам использовать все свои резервы. Это означало начало конца — наступательный порыв советской армии было уже не остановить…

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:35 25.03.2017 Factinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Командная работа. Как повысить показатель результативности?

Командная работа. Как повысить показатель рез...


Основа работы большинства организаций — труд команды. Каждый её участник — человек, обладающий определёнными знаниями, умениями, квалификацией, своим показателем результативности...


Чем Луна лучше Солнца? Из истории календарей

Чем Луна лучше Солнца? Из истории календарей


Григорианский, так же как и юлианский календарь — солнечный, основанный на периодичности движения нашей ближайшей звезды по небесному куполу. Оно и понятно, человек — сущест...


Очень большая грудь – как жить с этой проблемой

Очень большая грудь – как жить с этой проблем...


Обладательницы роскошной груди знают, что большая грудь - это скорее проблема, чем достоинство. Вы хотите заниматься фитнесом, а вам больно? Ваши плечи и спина к вечеру устают?  Не знаете, где ку...


Вкусные рецепты: Десерт (Мухаллеби), Кальмары, фаршированные креветками, Простой рыбный салатик, очень быстрый.

Вкусные рецепты: Десерт (Мухаллеби), Кальмары...


Десерт (Мухаллеби)1. Молоко и стакан сахара вылить в кастрюлю, поставить на огонь, помешивать до полного растворения сахара. Добавить муку и маргарин. Деревянной ложкой постоянно помешивать до заустен...


Вкусные рецепты: Рыбка под шубкой, Быстрый кефирный пудинг, "Шницели" из краснокочанной капусты

Вкусные рецепты: Рыбка под шубкой, Быстрый ке...


Рыбка под шубкойкартофель натереть на крупной тёрке и выложить слоем на блюдо лук ошпарить и заправить слегка ол.маслом и выложить слоем на картошку следующий слой из скумбрии мелко нарезанной морковь...


Ноу-хау в экономии

Ноу-хау в экономии "военных" средств


Налажено производство уникальных мобильных аккумуляторных мастерских, на базе 4-х кузовов контейнеров. Этот комплекс предназначен для нужд МО, МЧС, МВД и других организаций, имеющих большой парк техни...


Может заинтересовать

Из каких «бусинок» складывается наша жизнь? Бусинк

Накануне Рождества Вася с Любой и двумя корешами по работе Иваном и Серёгой решили отметить праздник по-человечески, культурно! Интеллигентно, можно сказать… Опытная станция аграрного университ...

Как поздравить маму

Мать, без сомнения, - один из самых любимых и дорогих членов семьи для любого человека. А мамина прекрасная улыбка - самая ясная, нежная, светлая. В день рождения мамы, на 8 марта или новый год - в лю...

Куда пойти в Астрахани?

Если вы приехали в Астрахань не по делам, то, скорее всего, вы — рыбак. Шестьсот ериков, проток и рек области — веский довод для поездки. Блесны, закидушки, попперы, воблеры, джи...

Вкусные рецепты: Пирожное "Цветок манго"

Пирожное "Цветок манго"Творог выложить в дуршлаг, выстланный сложенной в несколько слоев марлей, чтобы стекла лишняя жидкость.Оставить на 3-4 часа в холодном месте (холодильнике). Фундук, чернослив и ...

Второй телевизор в доме

Сразу стоит определиться, что слово "второй" в названии статьи - это не порядковая или количественная характеристика домашнего телевизора. Слово это только подчеркивает, что речь пойдет не о "главном ...

Глокеншпиль и байкеры? Путешествие в город Мюнстер

Мы с мужем любим путешествовать, причем нам неважно, едем мы за тридевять земель или в соседний город. Главное — чтобы там, куда мы едем, было что-то такое… Любопытное… Так ро...

Можно ли детям учить английский по Skype?

В основном программа SkypEn больше ориентирована на подростков и взрослых, но все чаще нашими клиентами становятся дети в возрасте от 7 до 15 лет. Дети быстрее взрослых привыкают к техническим новшест...

Эхолот – лучший помощник и моряку, и рыбаку

Любители рыбалки и опытные мореходы прекрасно знают, что такое эхолот. Это устройство давно перекочевало из разряда «новинок» в область привычных вещей. Эхолоты позволяю очень быстро определить рельеф...

Картины маслом: как это делается? Подготовка холст

Буквально пару дней назад на «Нашем Радио» ведущая задала вопрос слушателям: «Чему вы мечтаете научиться?» Ответы из своего блога она зачитывала самые разнообразные&hellip...

Что мы знаем о мумиё? (Часть 2)

Пришло время продолжить разговор о величайшем многофункциональном лечебном продукте, подареным нам природой, у которого имя — горный бальзам (мумиё). Изучая его достаточно долгое время, не...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало просто.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.