В чем секрет успеха телевидения?

Еще с древности люди любили и могли смотреть неотрывно на три вещи: на огонь, воду и на то, как другие работают. Видимо, эти «три кита» и положены в основу современного телевидения — работают железно и до сих пор.

Первым китом является огонь — как олицетворение опасности, смерти, страха. Такова природа человека: примитивная его часть всегда хочет хлеба и зрелищ. И так было всегда, на всём протяжении человеческой истории. Менялись виды хлеба и формы зрелищ, но суть оставалась неизменной: людям нравится смотреть на страшное, происходящее «на их глазах, но не с ними». Этим они тешат свой инстинкт самосохранения: «это не со мной, со мной такого не случится».

И если раньше такие зрелища народ получал нерегулярно (да и смотрели, оцепенев одновременно от ужаса и восторга), то нынешние масс-медиа изрядно развратили наших современников: мы смотрим на насилие и смерти обыденно, притом с убийственной периодичностью — за чашкой кофе каждое утро, за ужином каждый вечер, и не подавимся ведь…

Тем самым притупляется наш иммунитет к злу. Стираются границы морали, и это, оказывается, может быть полезным. Ведь не секрет, что народом со сбитыми прицелами управлять легче: что им внушишь по ТВ — то и будут чувствовать. Можно внушить, что враги — американцы. Можно — что грузины или же хохлы. Люди воспринимают все «комплексно», не фильтруя, где обычный народ, а где — «руководители», зачинщики происходящих безобразий…

Показывая насилие массированно, но векторно, легко получить зомбированное население с четким образом врага, а когда народ имеет подобный образ, он: а) отвлекается от внутренних проблем своего государства и личностей тех, кто их там создал; б) всегда в тонусе, готов к действию — поскольку регулярно «подогревается».

Удобная штука — телевизор… И политтехнологи у нас хорошие, грамотные: не даром хлеб едят, исправно поставляя нам зрелища.

Второй «кит» телевидения — это «вода». Вода на ТВ представлена рекламой, сериалами и развлекательными шоу. Эта стихия призвана «залить» и заглушить способность человека к осознанному, самостоятельному и критическому восприятию реальности. И эта цель также с успехом достигается.

Обилие развлекательных передач для духовно бедных и умственно отсталых заставляет людей не подтягиваться к более высокому уровню (что бы хоть что-то понять из того, чем живет «большой мир»), а со вкусом жить в своем болоте: люди находят в телеморе бухточку со стоячей водой, где чувствуют себя привычно, «не напрягаясь», как нынче модно говорить — и с удовольствием в ней гниют. Ведь это намного проще, чем развиваться самому…

У тех, кто «подсел» на развлекаловки и отвлекаловки, уже не будет ни желания, ни времени на что-то стоящее, но это тоже никого особенно не беспокоит: чем бы дети ни тешились — лишь бы не буянили. Поэтому передачи с острой интеллектуальной недостаточностью осуществляют важную общественную функцию — аналога успокоительных: когда «настоящих буйных мало» — естественно, «нету вожаков». Что и требовалось, собственно. А то, что транквилизаторы эти имеют побочное действие в виде атрофии мозга — ну, это издержки…

Сериалы также стараются. Они — модель нашей реальности и служат заменителями для тех, у кого собственная жизнь скудна и бедна, впечатлений и точек приложения сил мало, но мозг-то работает и требует пищи, да и душа, не удовлетворенная отношениями, имеющимися «в реале», оказывается не у дел. Зрителю дается возможность ассоциировать себя с близкими по духу героями, тем самым имитируя приключения и драйв, отсутствующие на деле.

Кроме того, когда отношения с партнером по браку застряли на нулевой отметке и даже поговорить толком не о чем, телевизор позволяет «убить тишину» долгими семейными вечерами — и сериалы подходят для этой цели как нельзя лучше…

Построены они на двух взаимодополняющих началах — любви и насилии. О насилии мы уже говорили, обсуждая «стихию огня» и любовь человечества к страшным, «щекочущим нервы» сюжетам. Они тоже весьма востребованы в сериалах — в тех, что созданы преимущественно для мужской аудитории. Однако не будем забывать, что насилие — это не всегда трупы и кровь, это также и особый стиль общения между людьми, в том числе и родными, когда все проблемы решаются угрозами, правом сильного, ну или на худой конец (для плохо понимающих угрозы) — «хуком слева».

Видя такую модель многократно растиражированной, люди приучаются решать свои проблемы аналогично. Борьба добра со злом, ведущаяся на протяжении всего сериала сомнительными методами, увенчивается обычно тем, что «наши побеждают», пусть и с неизбежными потерями. Хотя все чаще в умы телезрителей проталкивается идея, что на самом деле все проще — «бабло побеждает зло»… Опять же, грани стираются, и манипулировать человеком без четких нравственных ориентиров — легче.

А вот любовь сериальная рассчитана преимущественно на женскую аудиторию. Когда в реальной жизни романтики нет и не предвидится, а «сердце просит» — естественно, нужен симулятор, обманка, позволяющая попереживать со вкусом. Помните песенку Водяного из старого советского мультфильма: «Ах, жизнь моя — жестянка! Да ну ее в болото! Живу я как поганка, а мне летааать охота!». Именно в таких жизненных обстоятельствах дамы и «подсаживаются» на сериалы.

Наряду со всем этим реклама также бьет без промаха. Сюжеты ее вьются вокруг двух «постулатов».

Первый — научить вводить друг друга в заблуждение. Обратите внимание, о чем подавляющее большинство роликов: «о ловкости рук без грамма мошенничества», то есть — о том, как грамотно обмануть ближнего своего. Мужа — магазинными пельменями (при этом бонус: заставить его еще и посуду помыть), шефа — имитацией бурной деятельности в офисе, детей — вкусом «натуральных» бульонов… Словом, «Эльдорадо — учитесь, как надо!»

Второй же «козырь» рекламы — это ее способность активно подсовывать нам идеи культа потребления и перфекционизма. Девочкам и женщинам изо всех сил навязывается мысль, что главное их предназначение — вовремя и прочно усесться на мужниной шее и вить из него веревки, не забывая потреблять, потреблять, потреблять: «Ты этого достойна!» А для того, чтоб иметь товарный вид и выиграть в борьбе за лучшего самца, зубы всегда должны быть идеально белыми, волосы — шелковистыми, руки — пропитанными глицерином, на лице — ни единой морщинки: «Вы само совершенство, от улыбки до жеста, выше всяких похвал!» И если вдруг ты не соответствуешь этому идеалу — горе тебе, несчастной, никому ты такая не будешь нужна, даже не мечтай.

Мужчинам внушается, что они должны быть всегда этакими «суперменами», способными, словно по мановению волшебной палочки, решить любую проблему: одновременно и «примерными семьянинами», и трудоголиками, достигающими вершин карьеры и пика материального благополучия. Не бывает такого ребята, не бывает… А тех, кто в это крепко с детства поверит, ждут большие разочарования и, вполне вероятно, даже неврозы: перфекционизм — штука опасная.

Ну и последний «кит» — созерцание чужого труда. Это зрелище нас обнадеживает и заставляет верить в прогресс человечества. Ну вот кто-то же работает, занят увлекательным, полезным делом, интересным для него, нужным окружающим — значит, жизнь идет, всё путём. Наблюдая чужой труд, мы редко воспринимаем это как пример для подражания. Скорее склонны оправдывать свое собственное дуракаваляние: мол, есть же люди, работающие с кайфом, двигающие науку, наполняющие «закрома родины» — и слава богу, мир еще не протух.

Итак, почему же мы так любим смотреть телевизор? С его помощью мы удовлетворяем первобытные инстинкты и одновременно бежим от неудобной реальности, создавая реальность новую, модифицированную, причем, как правило, модифицированную целенаправленно и не нами — а ДЛЯ нас. Словом, добровольно погружаемся в Матрицу.

Есть ли шанс из нее вынырнуть? Как известно, дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Выбор за вами…


01:56 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как выбрать винный шкаф

Как выбрать винный шкаф

Букет и полезные свойства вина зависят не только от его качества, но и от условий хранения. Вино – очень требовательный продукт, которому легко нанести непоправимый вред, поэтому при его хранении сл...
Чем Луна лучше Солнца? Из истории календарей

Чем Луна лучше Солнца? Из истории календарей

Григорианский, так же как и юлианский календарь — солнечный, основанный на периодичности движения нашей ближайшей звезды по небесному куполу. Оно и понятно, человек — сущест...
Секреты реставрации деревянной мебели.

Секреты реставрации деревянной мебели.

Cтарая мебель больше не радует гостей и жильцов, однако выбросить ее или отдать друзьям попросту не позволяет совесть. Любой из нас, наверняка, сталкивался с подобной ситуацией. Ведь любой предмет инт...
Ноу-хау в экономии

Ноу-хау в экономии "военных" средств

Налажено производство уникальных мобильных аккумуляторных мастерских, на базе 4-х кузовов контейнеров. Этот комплекс предназначен для нужд МО, МЧС, МВД и других организаций, имеющих большой парк техни...
Могут ли воевать птицы?

Могут ли воевать птицы?

Свой пятый подвиг Геракл совершил, разгоняя Стимфальских птиц. Было у бога войны Ареса такое «авиационное подразделение», вооруженное железными клювами и когтями, а также медными перьями, ...
Аквагрим на праздник - бодиарт

Аквагрим на праздник - бодиарт

Очень часто, после просмотра очередного фильма или мультфильма, дети представляют себя тем или иным героем. Мальчики хотят быть похожими на человека паука, капитана Джека Воробья, Халка, черепашку нин...
Стоит прочесть

Участники японских праздников: кто они?

Традиционные японские праздники вовлекают в свою орбиту массу людей всех возрастов — от д...

Размещение прайс-листов предприятий в каталогах

В настоящее время широкое распространение получили интернет-магазины. И наверно как Покупатель, так ...

Сегодня – самый праздничный день мая. Почему?

В мае нынешнего года самым праздничным днем оказалась дата 21 мая — в этот день отмечаетс...

Развлечения для взрослых и детей: краткий обзор по

Как замечательно хорошо повеселиться в компании друзей или родных за интересными и веселыми играми. ...

Мода для нас или мы для моды?

Такое интересное явление в нашей жизни — Мода… Капризная и переменчивая дама, кот...

Вкусные рецепты: форшмак, " Весёлый Вилли&quo

форшмак1.Пока отвариваем яйца в крутую,чистим сельдь,убираем косточки и режем на мелкие кубики.2.Очи...

Преимущества и риски покупки физических товаров в

Америка – страна сбывшейся мечты и воплощённой надежды. Как часто мы завидуем американцам: у них ест...

Почему рекламные агентcтва делают рекламу лучше, ч

После этого ответ на вопрос станет абсолютно очевиден. - Сразу оговоримся, что под манипуляциями в д...

Александр Макагонов: сколько баночек кофе уходит н

В нынешнем году город Пионерский (бывший немецкий Нойкурен) отметит свою «юбилейную» дат...

В чем секрет огородной петрушки? Народные рецепты

Королева Франции Мария Медичи петрушку употребляла при своих нередких депрессиях и при упадке сил. Е...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало просто.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.