Механики Черепановы: почему паровоз называли сухопутным пароходом?

1 августа 1834 года, 175 лет назад, в имении уральских промышленников Демидовых собралось достаточно много народа. Всем не терпелось посмотреть, как пройдет испытание первого «сухопутного парохода». Несколько предыдущих проб закончились неудачей: в начале того же 1834 года механики Черепановы, отец и сын, едва не погибли, когда у «парохода» взорвался паровой котел. На этот раз вроде бы все недостатки были устранены, так что все должно было пройти без сучка и задоринки.

Специально для паровоза была выстроена чугунная дорога. Ее протяженность составляла 854 метра. Паровичок должен был везти состав весом чуть более трех тонн со скоростью порядка 15 километров в час. По тем временам это было просто очень здорово, потому что для того, чтобы перенести эти искомые 3,3 тонны груза, понадобилось бы никак не менее 50−60 рабочих. И шли бы нагруженные едва ли не полчаса. А так появлялась возможность управиться в течение четырех минут… Плод всей жизни?

Для отца, Ефима Алексеевича Черепанова, строительство паровоза было одним из самых значительных событий в его жизни. Это был юбилейный для него, 60-й год, к тому же «хозяин» Демидов наконец поддался на уговоры «общественности» и предоставил талантливому механику «вольную», освободив от крепостного права. Оглядываясь назад на прожитые годы, Ефим с грустью думал о том, что время пролетело быстро, в тяжком и зачастую неблагодарном труде. Даже передовые по российским масштабам предприятия Демидовых оказались не в состоянии конкурировать с европейцами. У нас использовался чаще всего дармовой человеческий труд, в то время как в той же Англии на самых тяжелых участках были задействованы машины.

Могли ли русские механики «переплюнуть» европейцев? Ведь по своему таланту, творческим и техническим возможностям наши самоучки вряд ли уступали своим коллегам. Но тяжкое бремя крепостного права, страшная серость и забитость играли свою неблагодарную роль. В сущности, Черепановы могли построить паровоз еще раньше, но все время возникали какие-то препоны. И если бы не «скупость» хозяина, отказавшегося покупать паровые машины в Санкт-Петербурге, где за них драли три шкуры, вряд ли им, Черепановым, дали бы работать над этим проектом. Догоним и перегоним Англию?

Иные думы одолевали Мирона. Он находился в самом расцвете творческой мысли, гордился тем, что за недолгие десять лет они с отцом построили как минимум десять паровых машин, облегчающих подневольный труд на рудниках. Мирон, как и отец, побывал в Англии, где мечтал хотя бы одним глазком заглянуть в чертежи прославленного Стефенсона, но англичане — не дураки, свои секреты хранили зорко. Смотреть — смотри, а вот как все устроено внутри — догадайся сам…

Именно Мирон после возвращения из Англии стал донимать отца: «А давай сами, тятя, эту штуковину построим, я кажется, догадался как!» Ефим Алексеевич отбивался от сына, ведь в последние десять лет он катастрофически терял зрение, так что времени на то, чтобы разобраться в чертежах, уходило все больше. Но он не мог отговорить сына, который, между прочим, в то время еще в крепостных ходил. А ну как построим этот сухопутный корабль, а хозяин и выпишет вольную для Мирона? Паровоз начали строить в октябре 1833 года. Спустя пять месяцев он был готов. Но на «доводку» ушло еще определенное время. Как я уже говорил, однажды взорвался котел. Но к 1 августа испытания были объявлены.

Надо сказать, что отец и сын Черепановы сделали выводы из первой неудачи. Их паровоз проехал от начала до конца чугунки ни разу не остановившись. Демидов был доволен. И хотя вольную не выписал, но приказал сделать еще один паровоз, мощнее первого раза в полтора. Этот заказ был выполнен — вскоре паровичок мощностью в 30 лошадиных сил заменил его старший брат, вмещавший 43 «лошадки». И только после этого, в 1836 году, Мирон дождался освобождения. На всякий случай…

Конечно, он не особо задумывался над тем, почему это произошло. А разгадка была вот в чем. Один из столичных чиновников под большим секретом сообщил Демидову, что к нему в следующем году собирается наследник российского престола — Александр Николаевич. И он всегда очень любит задавать «неудобные» вопросы. Может, неровен час, спросить: «А почему ты таких мастеров до сих пор в кабале держишь?». Поэтому хозяину пришлось от греха подальше выписать «вольную».

Наследник престола, действительно, прибыл на Урал, на заводы Демидовых, весной 1837 года. Где и увидел «сухопутный пароход». Так его назвали за мощность и паровые двигатели. Поинтересовался Александр и тем, кто автор машины? Ему сообщили: Черепановы. В том же, 1837 году начали строить железную дорогу в Царское село. Она была пущена в октябре.

Два слова о дальнейшей судьбе Черепановых. Их творческим задумкам так и не суждено было сбыться. В 1842 году, возвратясь из очередной командировки, неожиданно скончался Ефим Александрович. Мирон Ефимович продолжил дело отца, но его ему так не хватало. Он пережил «тятю» только на семь лет и скончался 5 октября 1849 года, на 47 году жизни…


00:36 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Упражнения для худых икр

Упражнения для худых икр

Растяжка для худых икр Растяжка нужна для того, чтобы подготовить икры к основной нагрузке, сделать мышцы более эластичными. Кроме того, растяжка поможет сделать мышцы рельефными и красивыми. Можно за...
Как использовать Google?

Как использовать Google?

Для чего предназначен поисковый сервис? Конечно для поиска! Но программисты — люди своеобразные. Когда основная задача выполнена и всё работает, им становится скучно. Именно в такие моменты...
Налог при продаже квартиры

Налог при продаже квартиры

Каждый человек обязан уплачивать налоги на получаемую прибыль, к таковой относится и доход от продажи жилой недвижимости. Размер налога, как и в любой другой ситуации с уплатой НДФЛ, составляет 13% от...
Как писать подзаголовки? Пять советов

Как писать подзаголовки? Пять советов

Пролистайте несколько популярных журналов и газет, и вы заметите, что большая часть размещенных в них материалов разбита на части, имеющие подзаголовки. Это отличная практика, если учесть, что многие ...
Нет денег? Приобретаем полезные навыки!

Нет денег? Приобретаем полезные навыки!

Бывают в жизни ситуации, когда необходимо накопить денег на что-то нужное в течение ограниченного промежутка времени или по каким-то важным причинам «затянуть пояса потуже». Читает Илона Г...
Тот самый Вицин: каким он был и в памяти остался?

Тот самый Вицин: каким он был и в памяти остался?

Каждая подножка судьбы, каждая спланированная на небесах неудача, каждая не сыгранная в жизни роль — это тоже ваша победа. И если бы по силам было воскресить Георгия Вицина, он непреме...
Читаемые

Достижение процветания в Интернет бизнесе немыслим

Оптимизация сделает ваш ресурс рейтинговым и востребованным, то есть - более выгодным. Из существующ...

Заработок в интернете – миф или реальность

Проблема заработка в сети волнует практически каждого пользователя интернет. Все хотят зарабатывать ...

Моя правда о ЕГЭ

Та часть реформы образования, которая связана с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), направлена н...

Как получить полезный совет и найти нужную информа

Мы живем в быстро развивающемся мире, где каждый день изобретают что-то новое и интересное, каждый д...

Подготовка к ЕГЭ – 2009 через Интернет.

Данная статья посвящена помощи выпускнику и абитуриенту в подготовке к единому государственному экза...

О чем может рассказать почерк человека или что так

Молодая пара остановилась возле двери подъезда, где висели разные объявления. Они внимательно читали...

Недосыпание может тормозить рост клеток угнетать м

Вы высыпаетесь? А сколько вообще нужно спать, и почему сон столь важен? Исследования проведенные в У...

Куда пойти в Астрахани?

Если вы приехали в Астрахань не по делам, то, скорее всего, вы — рыбак. Шестьсот ериков, ...

Как Англия для себя Россию открыла?

«Как-как»… Да если уж до конца честно и откровенно — случайно всё вышл...

Что необходимо понимать о Сиалисе. Советы по приме

Что необходимо знать о дженерике Сиалис Преследуя цель создать фирменный Сиалис, изготовители примен...



Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало просто.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.