Операция «Рельсовая война»: сколько гитлеровских эшелонов не доехало до Курска?

В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». «Ночь длинных ножей», которую гитлеровцы провели 30 июня 1934 года, по сравнению с ночью на 3 августа 1943 года показалась им самым настоящим светопреставлением. Только за первые часы операции было взорвано как минимум 42 тысячи рельсов. История еще не знала подобных масштабов — диверсии были проведены по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

О необходимости подобной операции в Ставке Верховного главнокомандования задумались еще в начале лета 1943 года, когда вовсю шла подготовка к Курской битве. Именно тогда проводилась так называемая концентрация сил и средств, и было очень важно лишить гитлеровцев беспрепятственного подвоза живой силы, техники и боеприпасов. Но с другой стороны — широкомасштабная война на железной дороге не могла быть проведена без тщательной подготовки и обеспечения партизанских отрядов всем необходимым для подрыва рельсов и уничтожения эшелонов. Запасы взывчатки собрали огромные…

В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.

Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.

Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно. Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов. Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.

Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения. Фашисты вздрогнули от фейерверка

…В ночь на 3 августа 1943 года почти одновременно бабахнули взрывы на многих участках. Гитлеровцы, как ни готовились к отражению партизанских диверсий, оказались ошеломлены. Им показалось, что «советы» сбросили с самолетов несколько десантных дивизий, ибо в голове не укладывалось, как могли по сути гражданские люди (немцы были прекрасно осведомлены, что в партизанских отрядах кадровых военных было не так много) устроить такой фейерверк одновременно на такой огромной территории. В некоторых местах захватчики были так ошарашены, что приступили к ремонту железнодорожного полотна на третьи сутки!

Во многих отрядах были построены небольшие макеты рельсов, на которых партизаны учились подрывному делу. Этой работой руководили опытные подрывники. Затем практическое ночное занятие прошло на недействующей железной дороге Идрица-Полоцк, пролегавшей через партизанскую зону. Одновременно с этим была проведена разведка путей подхода к действующим магистралям и система охраны полотна.

Центральный штаб партизанского движения доложил в Ставку: на 13 августа 1943 года партизанские отряды уже взорвали: в Белорусской ССР — 75227; в Смоленской области — 8277; в Орловской области — 7935; в Калининской области — 7224; в Украинской ССР — 7000; в Ленинградской области — 3271; а всего 108936 рельсов, что составляло 743,3 километра железнодорожного пути в одну колею. По плану же только за весь август предусматривалось взорвать 230000 рельсов, что составляло 1330 километров железнодорожного пути в одну колею. Забегаю вперед скажу, что этот план практически был выполнен. В сентябре гитлеровцы слушали «Концерт»

К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214705. Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу центрального штаба партизанского движения началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она преследовала те же цели. Общее количество участников операции составляло около 120 тысяч партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август-декабрь 1943 года партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Только белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского союза.

Остается добавить, что транспортный поток гитлеровцев сократился на разных участках фронта от 30 до 40 процентов. Если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц…

Вот так, без всякого преувеличения, под ногами захватчиков горела земля. Те эшелоны, которые не доехали до фронта, не позволили фашистам использовать все свои резервы. Это означало начало конца — наступательный порыв советской армии было уже не остановить…


00:35 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Бурда – что такое, кто такой?

Бурда – что такое, кто такой?

У большинства русских возникает ассоциация с чем-то неприятным. Для многих украинцев это слово, наоборот, уже более 10 лет ассоциируется с изысканной кухней из простых продуктов. Для женщин оно связан...
Случай в автобусе

Случай в автобусе

Летний зной загонял жителей городов в выходные дни в леса, сады, на водоемы. Вот и я отправилась к подруге на дачу, где она проводила отпуск с мужем. Она давно звала меня, только мне всё было лень еха...
Какие болезни мешают пищеварению?

Какие болезни мешают пищеварению?

Назойливая реклама предлагает чудодейственные пилюли в красивой упаковке, чтобы облегчить тяжесть в желудке. В условиях, когда почти половина населения сталкивается с проблемами, связанными с пищеваре...
О кондиционерах Mitsubishi Electric

О кондиционерах Mitsubishi Electric

Достоинства кондиционеров Mitsubishi Electric можно разделить на две категории. Первые скрыты под корпусом и не видны с первого взгляда. Например, высочайшая надежность, обусловленная особой технологи...
Шаблон семейного сценария: как разорвать круг неудач?

Шаблон семейного сценария: как разорвать круг неудач...

Для психолога не новость и довольно обычное дело: дети часто повторяют судьбу родителей, особенно в неполных семьях. Иногда несколько поколений кряду передаются (чаще всего именно по женской линии) ст...
Как стать сексуальной? Психологический настрой.

Как стать сексуальной? Психологический настрой.

Сексуальность… Как много скрыто в этом слове. Опросив своих знакомых, я пришла к выводу, что у большинства людей оно ассоциируется с пламенем, страстью, тайной, жгучим желанием и коктейлем фант...
Познавательное

Бывают ли пробежки вредными? О минусах «ленивого»

«Самое лучшее средство от лишнего веса — бег», — утверждают фитнес...

Выбираем матрас для ребенка.

Когда и кто придумал матрас, для истории так и осталось загадкой, но то, что еще с древности люди пы...

Преподаватель английского: кого выбрать – носителя

Осень. Сентябрь. Листья за окном начинают желтеть, птицы собираться на юг, а люди — возвр...

А какая твоя новогодняя сказка?

Новый год — праздник особенный. Он важнее даже дня рождения. Потому что несёт в себе само...

Эхолот – лучший помощник и моряку, и рыбаку

Любители рыбалки и опытные мореходы прекрасно знают, что такое эхолот. Это устройство давно перекоче...

Могут ли воевать животные? Разминирование.

Лет 15 назад в алма-атинской квартире одного моего знакомого мирно доживал свой век «на военно...

Продуктовый маркетинг. Как не идти на поводу у про

Очень часто в магазинах нас убеждают сделать определенный выбор или купить что-то такое, что в наши ...

Какие плоды охраняли в своих садах Геспериды, доче

Любимые нами апельсины, мандарины, лимоны и другие цитрусовые относятся к одному из самых интересных...

Дефекты ДСП

Как делаются и где применяются ДСП Древесностружечные плиты – это очень распространенный на с...

Как правильно питаться для разумного похудения и у

Что может сравниться с чувством, когда вы в компании поправившихся за зиму подруг, выходите на пляж ...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало просто.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.