Операция «Рельсовая война»: сколько гитлеровских эшелонов не доехало до Курска?

В ночь на 3 августа 1943 года 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». «Ночь длинных ножей», которую гитлеровцы провели 30 июня 1934 года, по сравнению с ночью на 3 августа 1943 года показалась им самым настоящим светопреставлением. Только за первые часы операции было взорвано как минимум 42 тысячи рельсов. История еще не знала подобных масштабов — диверсии были проведены по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

О необходимости подобной операции в Ставке Верховного главнокомандования задумались еще в начале лета 1943 года, когда вовсю шла подготовка к Курской битве. Именно тогда проводилась так называемая концентрация сил и средств, и было очень важно лишить гитлеровцев беспрепятственного подвоза живой силы, техники и боеприпасов. Но с другой стороны — широкомасштабная война на железной дороге не могла быть проведена без тщательной подготовки и обеспечения партизанских отрядов всем необходимым для подрыва рельсов и уничтожения эшелонов. Запасы взывчатки собрали огромные…

В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.

Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.

Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно. Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов. Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.

Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения. Фашисты вздрогнули от фейерверка

…В ночь на 3 августа 1943 года почти одновременно бабахнули взрывы на многих участках. Гитлеровцы, как ни готовились к отражению партизанских диверсий, оказались ошеломлены. Им показалось, что «советы» сбросили с самолетов несколько десантных дивизий, ибо в голове не укладывалось, как могли по сути гражданские люди (немцы были прекрасно осведомлены, что в партизанских отрядах кадровых военных было не так много) устроить такой фейерверк одновременно на такой огромной территории. В некоторых местах захватчики были так ошарашены, что приступили к ремонту железнодорожного полотна на третьи сутки!

Во многих отрядах были построены небольшие макеты рельсов, на которых партизаны учились подрывному делу. Этой работой руководили опытные подрывники. Затем практическое ночное занятие прошло на недействующей железной дороге Идрица-Полоцк, пролегавшей через партизанскую зону. Одновременно с этим была проведена разведка путей подхода к действующим магистралям и система охраны полотна.

Центральный штаб партизанского движения доложил в Ставку: на 13 августа 1943 года партизанские отряды уже взорвали: в Белорусской ССР — 75227; в Смоленской области — 8277; в Орловской области — 7935; в Калининской области — 7224; в Украинской ССР — 7000; в Ленинградской области — 3271; а всего 108936 рельсов, что составляло 743,3 километра железнодорожного пути в одну колею. По плану же только за весь август предусматривалось взорвать 230000 рельсов, что составляло 1330 километров железнодорожного пути в одну колею. Забегаю вперед скажу, что этот план практически был выполнен. В сентябре гитлеровцы слушали «Концерт»

К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214705. Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу центрального штаба партизанского движения началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она преследовала те же цели. Общее количество участников операции составляло около 120 тысяч партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август-декабрь 1943 года партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Только белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского союза.

Остается добавить, что транспортный поток гитлеровцев сократился на разных участках фронта от 30 до 40 процентов. Если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц…

Вот так, без всякого преувеличения, под ногами захватчиков горела земля. Те эшелоны, которые не доехали до фронта, не позволили фашистам использовать все свои резервы. Это означало начало конца — наступательный порыв советской армии было уже не остановить…


00:35 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Что можно сделать из бисера? Цветочные фантазии. Параллельное плетение

Что можно сделать из бисера? Цветочные фантазии. Пар...

Параллельное плетение — очень распространенная техника изготовления цветов из бисера, ведь этим способом можно сделать и листья, и лепестки. Детали цветка при этом получаются плотными и хор...
Защита. Залог безукоризненного умиротворения для любого.

Защита. Залог безукоризненного умиротворения для люб...

Для любого современного члена общества одним из перечня наиболее существенных вопросов является сохранность. Гарантия защищенности является проблемой первостепенной важности. А так как беды ждут практ...
Вкусные рецепты: Морской, сыр горячего копчения, Свадебный торт

Вкусные рецепты: Морской, сыр горячего копчения, Сва...

Морской1.Заранее отварить свеклу, кальмары. 2.Свеклу потереть на крупной терке. 3.нарезать мелко кальмары, филе сельди,белки яиц, крабовое мясо, зелень. 4. заправить подсолнечным маслом. Солить не над...
Каким требованиям заказчика отвечает копирайтер-профессионал? Часть 2

Каким требованиям заказчика отвечает копирайтер-проф...

Продолжаю своё повествование о том, как же выбрать из общей массы «новоиспечённых» копирайтеров, именно того единственного и профессионального, так нужного вам. В первой статье я толь...
Как безработному открыть своё дело абсолютно бесплатно?

Как безработному открыть своё дело абсолютно бесплат...

Я длительное время находилась за рубежом, вернулась в Россию на несколько месяцев, а в стране — кризис. Устраиваться на работу на несколько месяцев не считаю целесообразным. Как же с п...
Душа России в картинах Левитана, или Какого художника называли «мастером пейзажа настроения»?

Душа России в картинах Левитана, или Какого художник...

С природой одною он жизнью дышал. (Е. А. Баратынский) Есть художники, и их много, имена которых светят нам из прошлого, согревают нас. Один из них — Исаак Ильич Левитан. Достаточно произне...
Интересное

Реклама сайта, услуга не для бедных?

Практически доказано, что тот кто работает, что-то (много или мало) зарабатывает, а это значит что и...

Принцип правильного питания такс !!!

Хочу отметить, что речь пойдет о продуктах, которыми нельзя кормить таксу, если она соблюдает диету ...

Современный склад: как добиться оперативной работы

Отметим, что в наше время на складах используются не только batch-, но и радиотерминалы сбора данных...

Свето-звуковая майнд-машина ТММ Мираж

Свето-звуковая майнд-машина ТММ Мираж  – это новый прибор на рынке свето-звуковых майнд-ма...

Корпоративные подарки

Подарок – это символ соединения дарящего и одаряемого, это своего рода обряд между двумя людьми. И х...

Будем резать!

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: С ЧЕГО НАЧАТЬ? Итак, вы стоите с молотком и зубилом в руках перед глухой стеной со...

Особенности выполнения реферата по Беларуси

В условиях осуществления процессов национально-культурного возрождения белорусского народа особенно ...

Не махнуть ли на Бали? Чудный остров, знаете ли...

Независимо от того, что вы предпочитаете на отдыхе — серфинг, дайвинг, экологический тури...

Размножение статей - самый действенный способ полу

Оптимизация и продвижение сайтов - важная услуга для любого владельца сайта. Ведь от успеха и эффект...

Работа в Киеве. Безупречная вакансия для каждого.

Нынешняя экономическая ситуация выделяется высокой динамичностью. Обновления происходят непрерывно, ...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало просто.

Мы собрали для вас познавательные и интересные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.